• Образовательная площадка Eground

    БОЛЕЕ 100 000+ ОБУЧАЮЩИХ КУРСОВ • ОБНОВЛЕНИЕ СЫЛОК

    БОЛЕЕ 600+ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОТЗЫВОВ

    Отзывы Начать изучение
  • Получи готовый онлайн-бизнес!

    Бизнес под ключ - от создателей популярных форумов!

    Эксклюзивное предложение для пользователей EGround

    Подробнее
  • НаПИШИ ОТЗЫВ - ПОЛУЧИ ДОСТУП!

    Хочешь бесплатно ссылку к одной теме?

    Смотри условия акции!

    Подробнее

Чтиво «Как пришли — так и ушли». Прорабатываем ограничивающие убеждения о деньгах

bart

bart

PRO
Сообщения
40.258
Реакции
19.761
«Как пришли — так и ушли». Прорабатываем ограничивающие убеждения о деньгах

1644991103196.png


Откуда берутся «денежные» установки? Как они влияют на наши решения и нашу идентичность? Можно ли изменить ограничивающие убеждения о деньгах? Об этом говорили в рамках курса «Кошелек и жизнь» на вебинаре кандидата психологических наук Марины Гогуевой. Делимся фрагментом.

Что такое установки и зачем они нам
Установки — это наши внутренние правила. Они облегчают жизнь и экономят время: не нужно каждый раз изобретать велосипед — можно взять готовую инструкцию и жить по ней. Но эти же самые правила нам мешают.

Например, когда вы были ребенком, мама говорила: «Не разговаривай с незнакомыми, это опасно». Установка приносила вам реальную пользу. Но прошло время, теперь вы можете себя защитить. И сейчас она стала ограничивающей: вы испытываете трудности в общении, вам сложно знакомиться или поддерживать беседу.


Мы меняемся, мир вокруг нас меняется, наши требования к миру меняются. Именно поэтому установки нужно периодически пересматривать.
Подумайте: какие внутренние правила, связанные с деньгами у вас есть. Какие из них вам помогают, а какие мешают? Какие стоит отодвинуть в сторону, а какие создать?

Как формируются установки
Все начинается с посланий — того, что в детстве мы слышим о деньгах (в этом курсе мы говорим про деньги, но алгоритм справедлив для любых установок). Так вот: мы получаем послания от родителей, бабушек и дедушек, теть и дядь, тех, кто приходит к нам на праздники, от учителей и друзей. От всех, кто находится рядом на ранних этапах жизни. Эти послания въедаются в память и влияют на взрослые решения.

В транзактном анализе есть убеждение, что сценарий (в том числе тот, с помощью которого мы управляем деньгами), формируется к 5-7 годам. Считается, что к этому времени в нашу голову все уже вложено. Но есть и другая версия: с 12 лет мы готовы к самовоспитанию и саморазвитию. Поэтому если в подростковом возрасте вы ходили в какие-нибудь кружки, ездили в лагерь, проходили психологические тренинги, полученные ранее установки могли немного трансформироваться. Или вы читали книги, вам понравилась какая-то мысль, вы присвоили ее себе — и смягчили то, что получили в детстве. И сейчас вы думаете: «Мои родители в детстве говорили вот так, но сам я так не думаю».

Все, что мы слышим и видим в детстве, особенно до 5 лет, очень важно.
Вы можете не помнить того, что слышали о деньгах 10, 20, 30 и более лет назад. Но если замечаете у себя одни и те же поступки, одни и те же обстоятельства, одни и те же сценарии, то можно предположить, откуда все пришло.



Например, мама говорила вам: «Ты что, не видишь, как мне тяжело работать? А ты тут сидишь, и пока я делом занимаюсь, все игрушки разбросал, еще и мандарины съел, ни одного мне не оставил». Тогда вы могли принять для себя решение: чтобы мама и близкие не страдали, чего-то себе не позволять. Не есть мандарины, не разбрасывать игрушки, не смотреть мультики по телевизору. Потом вы выросли и оказалось: вам сложно купить что-то для себя (даже нужное), зато родных вы всегда задариваете подарками.

Шаг 1. «Увидеть» решения, которые вы приняли в детстве
Попробуйте сформулировать их для себя. Пусть они пока звучат коряво — важно просто обозначить, что с вами происходит. Что может быть решением? Не оставлять у себя деньги, жить без них.

Например, вы спускаете всю зарплату на покупки, а потом думаете: «Зачем мне это все?» Или даете в долг человеку, хотя знаете, что он не вернет. Или берете в кредит дорогостоящую (и ненужную вам) вещь — деньги уходят на то, чтобы его погасить. Возможно, в детстве вы часто слышали фразу «денег нет», когда родители просто хотели вам отказать. «Мам, купи игрушку!» — «Не куплю, сейчас денег нет». Отсюда решение — научиться жить без денег.

Шаг 2. Заметить, как решения воплощаются в вашей жизненной стратегии, в ваших поступках
Соберем все вместе: послание «Денег нет» → решение «Жить без денег» → стратегия исполнения решения «Дать кому-нибудь в долг» или «Спустить все до копейки». В этом решении есть важная составляющая — тревога: «Жить без денег я умею, а жить в достатке — нет, лучше избавлюсь от всего, что получил». А дальше идут ключевые события — то, чем вы подкрепляете свое решение.


Например, ваш друг полетел в отпуск, но все пошло наперекосяк: ногу сломал, заболел, а еще отель ужасный. Тогда вы говорите себе: «Вот! А я вместо того, чтобы по всяким Турциям разъезжать, машинку стиральную в кредит взял. Сижу дома и не жалуюсь. Поехал бы в отпуск — неизвестно, что было бы». Так вы подкрепляете свою стратегию: если нет денег, это хорошо.

Как установки влияют на нашу идентичность
Схема, которую мы уже разобрали выше, приводит к тому, что мы называем словом «идентичность». К определению того, кто мы есть. Наша идентичность может быть социальной: я мать, я психолог, я подруга. Есть роли, которые мы выбираем сами, но не всегда осознаем: я бедняжечка (и тогда мне хорошо бы жить без денег). Или «я трудяга» (труд для меня на первом месте, я беру работу не для того, чтобы на ней заработать, а для того, чтобы работать). Важно понимать свою идентичность. То, как вы себя определяете, кем вы или ваши родители вас назначили.

Что делать?
Нужно определить свою идентичность и понять, как вы можете ее поменять. Только когда будете думать об этом, не делайте разрыва в миллион световых лет. Допустим, у вас есть роль «Я бедняжка» — не надо выбирать идентичность «Я миллионерша»: буду смотреть фильмы как миллионерша, стану идти по улице походкой миллионерши, и вся моя жизнь изменится. Возьмите разрыв в 2-3 ступеньки: так, чтобы вы могли хотя бы иногда эпизодически погружаться в новую роль. Вместо «Я бедняжка» — «Я компетентный специалист». Тогда вы сможете подумать: «Если бы я считала себя компетентным специалистом, а не бедняжкой, то здесь подкорректировала бы цену. Здесь мне поставили слишком сжатые сроки, я бы уточнила, что либо работаю сверхурочно, либо соглашаюсь на доплату, либо увеличиваю сроки».
 
Сверху Снизу